Есть ли креативная индустрия в Свердловской области? | FREE ТАЙМ Екатеринбург

Есть ли креативная индустрия в Свердловской области?

Поделиться:

Есть ли креативная индустрия в Свердловской области?

Итоги онлайн-встречи «Креативный четверг» в Екатеринбурге

2 июля прошел онлайн-митап региональных сообществ «Креативный четверг». В нем участвовали представители администрации Екатеринбурга и Сысерти, журналисты из медиа, которые пишут про культуру и креативную экономику, ночные мэры нескольких городов, музыкальные эксперты и владельцы креативных бизнес-проектов.

«Креативный четверг» прошел в 17 городах России: Екатеринбург, Калининград, Красноярск, Москва, Петропавловск-Камчатский, Санкт-Петербург, Сочи, Ульяновск, Якутск, Великий Новгород, Ижевск, Иркутск, Казань, Нижний Новгород, Севастополь, Тольятти, Тула. Его организовали Центр городских компетенций Агентства стратегических инициатив (АСИ) и университет креативных индустрий Universal University. Региональными операторами в Свердловской области выступили Комитет музыкальной индустрии Свердловской области и агентство развития территорий «1732».

Во время дискуссии «Как творческим индустриям говорить с властью?» Евгения Нестерова (Фонд Городских Инициатив) предлагала рассмотреть кейс Санкт-Петербурга, где простаивающие производственные пространства передают креативной индустрии и некоммерческим предпринимателям: «Если бы такое можно было бы реализовать в Екатеринбурге и области — это облегчило бы жизнь творческим кластерам, чтобы им не приходилось притворяться выставочным пространством или галереей». Также одним из возможных вариантов развития области Евгения видит проведение исследования креативной индустрии.

Александр Породнов (Агентство по привлечению инвестиций СО) рассказал о сложностях работы с креативной индустрией, ведь само понятие не закреплено: «Из-за отсутствия нормативных документов, мы привязываем работу с творческими проектами к конкретной отрасли. Мы не рассматриваем их в правовом поле креативной экономики, его просто нет. Нет единого понимания, кто входит в креативную индустрию. Но в реализации проектов Агентства по привлечению инвестиций отсутствие конкретики в правовом вопросе плодотворной работе с индустрией особо не помешало».

«Креативная индустрия создает рабочие места. Плюсы от этой отрасли получают все, не только те, кто в них работают, но и жители, которые наслаждаются событиями, благоустройством или арт-объектами. Конечно, нужна правовая база и поддержка. Необходимо, чтобы сообщество организовалось, определило лидеров, которые будут работать с властью, но, чтобы индустрия им доверяла. Потенциал у индустрии огромный, власть может использовать его, чтобы повысить качество жизни горожан», — делится Дмитрий Нисковских (Администрация Сысерти).

Марина Андрусь (Администрация Екатеринбурга) возражает: «Нормативное закрепление не всегда будет в плюс развивающемуся креативному направлению, где-то оно может и помешать имеющейся сейчас свободе. Текущий год выдал нам интересную ситуацию, и некоторые представители отрасли смогли воспользоваться шансом на развитие в новых реалиях, а некоторые продолжают ждать и откладывать проекты до лучших времен. Городу уже надо не столько видимый имидж поддерживать, а уже начать отрабатывать созданную репутацию и событийный материал. И помнить главное: взаимодействовать нужно не только с властью, но и с жителями города».

«В диалоге с креативной индустрией не хватает бизнеса, не хватает реального потребителя, предпринимателей, их, конечно, нужно привлекать», добавляет Алексей Прядеин (Администрация Екатеринбурга). Илья Марков (Управление культуры Екатеринбурга) поддерживает эту точку зрения: «Нам иногда не хватает навыков коммуникации с конкретным бизнесом, с девелоперами, с коммерсантами и предпринимателями».  Он также добавляет, что бывает сложно принимать решения по поводу поддержки культурных проектов: «Задача любой власти – это социальный комфорт. И поиск нелинейного решения проблем, которое не всегда бывает легко принять: лучше сделать 50 бесплатных мест в музыкальных школах или еще один фестиваль?»

Во время диалога «Умеет ли креативная индустрия адаптироваться к новым реалиям экономики», успешными кейсами поделились Алексей Кулаков (Jet Style, Ridero) и Наталья Брянцева (Avgust Jewelry).

«Кризис – наша родина и мы в ней живем. Проекты осуществляют свою деятельность больше через интернет, а интернет живет во время кризиса намного лучше, чем многие другие отрасли. Еще кризис спас нас от картофельного сезона, потому что каждый май у нас происходил спад», — сообщает Алексей Кулаков.

Наталья Брянцева рассказала, что во время коронакризиса онлайн-сбыт Avgust Jewelry вырос почти в 4 раза, перекрыв весь закрытый оффлайн почти на 90%: «Раньше мы не обращали внимание на онлайн-канал, а сейчас перекроили маркетинг и бюджет так, чтобы больше его развивать».

Блок «Медиа и креативная экономика: как говорить (и писать) о креативных индустриях?» начался с выступления Лены Бабушкиной (совладелец, редакционный директор The Village Екатеринбург), она дает совет о том, как писать о знаменитостях и анонсировать события: «Можно раскрывать артистов, музыкантов или актеров, как обычных людей, делая материал про их жизнь, например, исходя из их интересов: какая музыка играет у них во время фитнеса или по дороге домой. Когда делаешь релиз про событие, надо писать его так, чтобы его прочитал редактор: стараться объяснять более простым языком информацию про мероприятие».

Алина Фукс (редактор проекта «Цех») поделилась различиями между платными материалами и проектным сотрудничеством: «Когда мы делаем коммерческий проект, за ним часто не стоит большой любви, а вот во время коллабораций мы собираем настоящее комьюнити, камерное, приятное сообщество. Во время таких проектов СМИ всегда экономит на экспертах. Это выгодно».

«Культура и журналистика – это часть креативной экономики, но сейчас в России она сама себя не осознает, никто не понимает, какие индустрии в нее входят» — Елена Сердечнова (обозреватель независимого СМИ «Культуромания»).

Константин Ворович (основатель и редактор журнала «Дискурс») делится мыслями о том, зачем нужны некоммерческие проекты и какие у журнала внутренние правила работы с партнерами: «Партнерства дают экспертизу, охват и новую аудиторию. Мы при этом не теряем ничего, кроме вложенных сил. Одно из важных правил — не работать с партнерскими материалами хуже, чем с обычными. У нас существует отдельный редактор для таких проектов, чтобы на работу не влияли личные отношения. И мы всегда помним – мы работаем не для партнера, а для читателей».

Диалог «Музыкальные кластеры: зачем создавать инфраструктуру для поп-музыкантов?» начался с рассказа Маттиаса Рауха (Startup Mannheim): «Музыка – важный сектор индустрии, это выстраивание сообщества, это новые смыслы и идентичность городов. Музыкальные и креативные индустрии – это сильный экономический фактор (по крайней мере, в Германии), и мне кажется, что в России это тоже так, только надо сформулировать четко свою позицию внутри индустрии, а потом делать так, чтобы вы были услышаны. Всегда пытайтесь найти объединяющий фактор, тогда будет легче достичь того, что поможет всем представителям».

Иван Клиндухов (Школа креативных индустрий — Кемерово, Владивосток, Калининград, Симферополь) – поделился подробностями их проекта: «Школа креативных индустрий – это инициатива Президента РФ и Министерства Культуры. Ученики школы – это подростки 12-18 лет, для их изучения открыты несколько творческих компетенций. Мы не выделяем одну профессию, а даем возможность создать совершенно новый проект-коллаборацию. Главная цель проекта — решить проблему оттока из регионов обученных креативных специалистов».

Обыденников Андрей (куратор звукорежиссуры Школы креативных индустрий) и Звёздкин Александр (куратор направления современной электронной музыки) о музыкальном образовании и современных классах: «Они могут прийти к реальным инструментам (гитаре, барабанам и клавишам) самостоятельно, а мы можем показать базу электронной музыки и научить обработке, и мы хотим делать это на современном конкурентоспособном музыкальном оборудовании».

«Можно заметить схожие проблемы всех региональных креативных сообществ: сложность формирования и объединения разрозненных профессиональных сообществ, отток специалистов или молодых людей в Москву», — добавляет Артем Гудков (Руководитель студии Oktava Lab), — «Фокус кластера «Октава» направлен на молодежь и на создание креативного досуга (лекции, концерты, спектакли, техническая библиотека), обучение и реализацию альтернативных идей».

Блок «Город, ночь, музыка: почему ночная жизнь нужна городу и как об этом говорить с жителями и администрацией» начался с выступления Павла Андреева и Юлии Сашиной из Ночной мэрии Ульяновска, которая «Существует для людей, а не для галочки»: «Цели Ночной мэрии Ульяновска — это полная информация и афиша о ночной культурной жизни, нетворкинг и формирование сообщества ночной жизни, а также повышение лояльности к образу ночи, как к культурному и рабочему времени. Мы выводим государственную культуру и классическое искусство в клубную и ночную жизнь. Когда обычный продукт помещают в необычные обстоятельства — это расширяет аудиторию всех участников коллаборации».

Василий Ларионов (руководитель Фонда развития культуры Архангельской области, директор Поморской филармонии) рассказывает про музыку и ее место в креативной индустрии Архангельской области: «Поморская филармония взяла на себя роль музыкального сердца, мы хотим объединить разные сферы музыкальной индустрии и разные музыкальные жанры. Так родилась идея провести исследование, нам это легче сделать, ведь мы как бюджетная организация чуть ближе в диалоге с властью. Исследовали креативную жизнь города – не только государственную, но и фриланс, и индивидуальных предпринимателей и ремесленников. Главный удивительный вывод – в первую очередь людям нужны целевые гранты, но они готовы работать, и им нужны заказы. Было бы правильно при организации мероприятий и реализации проектов отдавать приоритет в подрядах на выполнение работ именно местным креативным компаниям».

Артур Хосровян (Ozon.pro, представитель Ночной мэрии Казани) рассказал, как за время работы первой Ночной мэрии в России они с командой смогли снизить негативное отношение горожан к ночной жизни в городе, решить некоторые ночные проблемы, например, проверки со стороны властей. Но при этом, Артур уточняет: «Ночи не нужен формализм. Мы предпочитаем чаще всего действовать самостоятельно. Да, возможно, сделать меньше, но избежать напрямую техзаданий, ограничений, которые иногда связаны с работой с властью».

Наталия Шмелькова (исполнительный директор Фестиваля Ural Music Night, координатор Комитета музыкальной индустрии, Екатеринбург) рассказала про результаты исследования, проведенного на Ural Music Night-2019, которые наглядно показывают, как повышается туристическая и экономическая привлекательность города во время проведения фестиваля: «Наша глобальная цель – это увеличение локального патриотизма, появление бренда города Екатеринбурга как музыкальной столицы России, развитие местного и въездного туризма, а следовательно, повышение инвестиционной привлекательности региона. После нескольких лет, мы увидели, что поменялось: рестораны стали делать мини-меню, готовясь к наплыву посетителей, а организаторы стали планировать мероприятия в даты, близкие к Ночи музыки, чтобы их гости и эксперты могли остаться. Ведь это лучший день (а точнее, ночь), чтобы посетить Екатеринбург».

В конце «Креативного четверга» прошла виртуальная экскурсия по чугуноплавильному заводу Турчаниновых-Соломирских XVIII века (г. Сысерть), которую провел Ян Кожан и Илья Орлов  и последующая презентация проекта создания креативного кластера в исторических зданиях от Агентства развития территорий «1732».

 Ссылки на видео:

Как креативным индустриям говорить с властью?

https://www.youtube.com/watch?v=VVbDTOuZsOA

 

Умеет ли креативная индустрия адаптироваться к новым реалиям экономики: успешные кейсы

https://www.youtube.com/watch?v=MLNS7XHPvsI

 

Медиа и креативная экономика: как говорить (и писать) о креативных индустриях?

https://www.youtube.com/watch?v=Rdr7R41bjys

Музыкальные кластеры: зачем создавать инфраструктуру для поп-музыкантов?

https://www.youtube.com/watch?v=q-EamhvfyWQ

 

Город, ночь, музыка: почему ночная жизнь нужна городу и как об этом говорить с жителями и администрацией?

https://www.youtube.com/watch?v=VkxkkOIp5K4

 

Экскурсия по чугуноплавильному заводу Турчаниновых-Соломирских XVIII века (г. Сысерть). Презентация проекта создания креативного кластера в исторических зданиях:

https://www.youtube.com/watch?v=Lhpp4yZiYnM