ВРЕМЯ ПРИЗРАЧНЫХ ИДЕЙ | FREE ТАЙМ Екатеринбург

ВРЕМЯ ПРИЗРАЧНЫХ ИДЕЙ

Поделиться:

КОММУНАЛКИ, БЫТ СОВЕТСКИХ ЛАУРЕАТОВ И КОЗА ЗА ОПЕРНЫМ НА ВЫСТАВКЕ «ВРЕМЯ ПРИЗРАЧНЫХ ИДЕЙ»

1 июня в Центре авангарда открылась выставка, посвященная повседневной бытовой жизни советского общества в 1930-х гг

«Время призрачных идей» — художественная рефлексия молодых екатеринбургских художников о том, насколько новые архитектурные и бытовые идеи и решения, которые в 1930-е гг. предлагал конструктивизм, были удобны людям и как они принимались обществом. Возможно ли было радикально изменить людей так же быстро, как перестраивали общество и архитектуру? Что победило — искусство или быт? Какой результат мы видим сегодня, спустя несколько десятков лет? Какие конструктивистские практики обживания территории горожанами сохранились?

В центре внимания авторов выставки «Время призрачных идей» история конструктивистского жилого дома, расположенного по адресу ул. Красноармейская, 4А. Он был построен в 1931 году. Наряду с рядовыми советскими гражданами, в этом доме в свое время жили и видные советские деятели: В.М. Горелик — дирижёр оперных театров Свердловска и Новосибирска, Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко, заслуженный артист РСФСР, народный артист России; П. Е. Гнедовский — архитектор-проектировщик, лауреат Ленинской премии и многие другие.

«Подобно тому, как эпоха определяет сознание, архитектурный стиль отражает методику мышления. Конструктивизм — это про жизнь человека по чертежу и вопреки предначертанному плану, про сплетенье миров города и деревни, про стремление в космос будущего на мягком ковре-самолёте из мха и сена. Стоит ковырнуть бетонную стену конструктивистского дома советских времён, и ты найдёшь мазанку с камышиной плетёнкой. И всё стоит до сих пор», — комментируют выбор темы выставки художники — «Для нас важна работа с памятью и репрезентация исторических моментов. Обращаясь к событиям прошлого, мы также размышляем о настоящем, в котором, как показывает жизнь, многое осталось неизменным. Нас привлекла возможность выстроить художественное высказывание вокруг абсолютно неисследованного и непримечательного архитектурного объекта, разработать свою мифологию места».

Авторы выставки «Время призрачных идей» и работы, которые они представят на выставке:

Ирина Суворова — ольфакторная художница, парфюмерный стилист, фотограф, сооснователь и участница Арт-группы «Среда». Ирина представит проект о запахах, которые можно было часто встретить в коммунальной квартире, у представителей разных социальных прослоек, профессий, дохода и мировоззрений, при этом данные запахи являлись маркерами времени, объединяющими всех на одной жилплощади.

Анна Петкевич — филолог, режиссер документальных и анимационных фильмов, художник-иллюстратор. Живописные работы Анны, роспись стены и стихотворные тексты посвящены прорастанию деревенского быта в городской среде. Источником вдохновения для художницы стала история семьи архитекторов Гнедовских, жильцов дома на Красноармейской, 4А. В годы войны семья держала козу в сарае за Оперным театром.

Серафима Мусикаева-Сницаренко — фотограф, художница, сооснователь и участница Арт-группы «Среда». Живописные и графические работы Серафимы расскажут о быте и жизни обычного советского человека. О том, как уживалось вместе повседневное и праздничное.

Олеся Фрич — мультидисциплинарная художница, участница художественной самоорганизации GLUBINA gallery (Москва) представит «Портативный набор для уюта», который рассматривает вероятность обустройства и создания домашнего уюта в сложных условиях того времени. Как люди, несмотря на тяжелые обстоятельства, всегда стараются обустроить и сделать живым то место, в котором они находятся. Человека можно выселить из дома, но желание домашнего уюта останется внутри.

Катя Червонных — междисциплинарная художница, графический дизайнер и иллюстратор в серии распечатанных 3D-моделей растений, заботливо высаженных кем-то из жителей, и интерпретации кошачьей миски рефлексирует над настоящим дома на Красноармейской, 4А. В своем высказывании художница размышляет: как обживают территорию современные обитатели этого пространства и кто они?

Виктор Сапронов — энтузиаст в сфере звука и экспериментальной электроники (использует шумы, звуки аналоговых синтезаторов, русских народных инструментов и полевые записи), представит нойз-композицию, в которой можно будет услышать музыку радиоволн и ветра на Площади Коммуны.

В рамках выставки пройдут мероприятия публичной программы:

07 и 13 июня в 19:00 — «Поэтические полупроводники» от от Анны Петкевич (толкование выставки в стихах, посетители привлекаются к соучастию);

16 июня в 19:00 — кураторская экскурсия по выставке «Время призрачных идей» от Олеси Фрич;

20 июня в 19:00 — творческая прогулка с рисованием от Анны Петкевич;

23 июня в 19:00 Лекция «Парфюмерия советской эпохи» от Ирины Суворовой.

Выставка «Время призрачных идей» открывается в рамках проекта «Народная выставка», цель которого — дать горожанам возможность создать свои исследовательские и художественные проекты, посвященные конструктивистским зданиям, составляющим архитектурный ансамбль Площади Парижской коммуны. Организатор «Народной выставки» проект «Территория авангарда».

 

Выставка «Время призрачных идей»

Центр аванграда в креативном кластере «Л52»

пр. Ленина, 52