«Поп-арт в Бельгии!» объединяет работы как мастеров поп-арта, известных во всем мире (Уорхол, Лихтенштейн, Розенквист, Вессельман и т.д.), так и бельгийских художников того времени (Эвелин Аксель, Пол Мара, Марсель Бродхарс, Панамаренко и т.д.). Поп-арт покорил Европу в шестидесятые и широко распространился в мире искусства Бельгии.
Выставка «Поп-арт в Бельгии!» рассказывает о захватывающем периоде в истории искусства Бельгии. Небольшая, но насыщенная история поп-арта в Бельгии начинается в 1963 году, когда бельгийский мир искусства познакомился с новым веянием из Нью-Йорка, и заканчивается в 1970 году. Более чем 140 картин, представленных на выставке, помогают ответить на два вопроса: «Как зарубежное искусство поп-арта оказалось в Бельгии?» и «Что бельгийские художники сделали с этим изобилием новых форм и идей?»
Ответ на первый вопрос возник после консультаций с множеством критиков и коллекционеров, которые с самого начала были вовлечены в развитие поп-арта в Бельгии. Работы зарубежных художников, отобранные для выставки, находились в это время в частных коллекциях бельгийских коллекционеров. Невероятная живость и удивительное разнообразие зарубежного поп-арта и высокое качество работ говорит само за себя: местные коллекционеры быстро узнали об этом направлении и сразу приобрели восхитительные картины.
Для ответа на второй вопрос были выбраны работы бельгийских художников, по образности и содержанию схожие со своими американскими, британскими и французскими аналогами в стиле поп-арта и нового реализма. Эта коллекция позволяет целиком и полностью проникнуться различными бельгийскими интерпретациями таких тем, как повседневная жизнь, эротизм, кинематограф и насилие, а также проследить за тем, как художники постигали новые и необычные материалы, такие как оргстекло, пенополистирол, эмалевая краска и войлок.
Бельгийское искусство 1960-х годов закрутило небольшой, но бурный роман с поп-артом, итогом которого стало уникальное взаимодействие бельгийских коллекционеров, художников и критиков, впервые заглянувших за границу известного им содержания. Международное искусство поп-арта оказалось заразительным для нового поколения бельгийских художников. Свобода, сопутствовавшая новому течению в искусстве, позволяла им идти абсолютно новым путем, а не выбирать уже давно исхоженные тропы.
Итогом всего этого стала выставка, в которой международный поп-арт вступает в диалог с местными его вариантами. Несмотря на сильное влияние американского, французского и английского искусства на художественный язык того времени, большинство бельгийских художников все же смогли создать его собственную интерпретацию, включив в свои работы аутентичные элементы. Некоторые привлекли сюрреалистический стиль, например, Марсель Бродхарс. Другие, в том числе Балдер, задействовали радикальные пропагандистские элементы. А некоторые, например, Панамаренко, включили в свои работы долю юмора. Все они рассказывают свою собственную историю, поэтому эта выставка – не просто собрание имитаций и вариаций на тему известных творцов в жанре поп-арта, но собрание самобытных произведений с оригинальной идеей и воплощением.