Реставраторы Эрмитажа вернули «красоту и здоровье» | FREE ТАЙМ Екатеринбург

Реставраторы Эрмитажа вернули «красоту и здоровье»

Поделиться:

В Государственном Эрмитаже состоялось торжественное мероприятие по случаю завершения реставрации двух экспонатов при поддержке фармацевтической компании «Гедеон Рихтер». Скульптурный портрет императрицы Александры Федоровны и скульптура «Психея, лишившаяся чувств» вновь представлены на постоянной экспозиции музея. Сотрудничество Эрмитажа с «Гедеон Рихтер», начатое три года назад, осуществляется в рамках «Недели женского здоровья». Этот социальный проект фармацевтической компании направлен на формирование у российских женщин культуры заботы о своем репродуктивном здоровье. Для участия в проекте музей выбрал из своей коллекции несколько произведений, в которых воплощены прекрасные женские образы разных эпох.

Скульптура «Императрица Александра Федоровна, сидящая в кресле»

В 2020 году была завершена реставрация портретной статуи одной из самых красивых женщин своего времени – императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I. Произведение, заказанное императором Николаем I, было завершено в 1840 году Дмитрием Савельевичем Савельевым по оригиналу прусского скульптора Карла Фридриха Вихмана. Исследователям известны всего четыре мраморные статуи русской императрицы, выполненные по модели Вихмана, но единственная уцелевшая из них находится в коллекции Эрмитажа.

Время наложило свой отпечаток на это уникальное произведение. Во время Великой Отечественной войны, когда статуя находилась в Золотой гостиной Зимнего дворца, появилась выбоина на спинке кресла и мелкие повреждения по всей поверхности мрамора. Были утрачены пальцы рук и медальон с портретом родителей императрицы.

В ходе работ художники-реставраторы удалили с поверхности мрамора налёт пыли и загрязнений, укрепили и замастиковали стыковочные швы и трещину на левой стопе фигуры и приступили к восполнению утраченных пальцев рук скульптуры. Первоначально воссоздание медальона не планировалось из-за отсутствия достаточного иконографического материала, но, примеряя его модель в процессе реставрации, невозможно было не заметить как меняется восприятие статуи. Медальон является определенным акцентом в композиции скульптуры, с утратой которого были нарушены первоначальная пластика произведения и его образное решение в целом – жест правой руки казался не совсем понятным, а пальцы, выглядели неестественно напряженными. Воссоздание медальона даже без рельефного изображения помогло раскрытию авторского замысла скульптуры, объяснило движение пальцев, а скульптурное произведение приобрело логическое завершение и смысл.

Михаил Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа: «Мы рады продолжению сотрудничества с «Гедеон Рихтер», компанией, в фокусе которой женское здоровье. Эрмитаж – музей разнообразный, с самыми разными темами и направлениями, в нём много женщин – среди сотрудников и посетителей, на картинах и в скульптурах, поэтому мы всегда готовы говорить о заботе по отношению к женщине. Нас с компанией уже не первый год связывают узы партнерства и взаимопонимания, и мы признательны, что при ее участии нам удалось вернуть выбранным экспонатам Эрмитажа тот облик, в котором их видел сам автор».

Скульптура «Психея, лишившаяся чувств»

Следующим объектом реставрации стала скульптура «Психея, лишившаяся чувств». Это одно из ранних произведений Пьетро Тенерани, знаменитого итальянского скульптора XIX века. Сюжетом стала одна из историй об Амуре и его возлюбленной Психее – вставной эпизод из романа Апулея «Метаморфозы».

За долгие годы состояние сохранности скульптуры значительно изменилось, статуя приобрела повреждения, а её поверхность была загрязнена. В ходе работ реставраторы очистили поверхность мрамора, сохраняя и выявляя при этом все особенности его обработки, восстанавливая патину в тех местах, где она была нарушена. Утраченный фрагмент большого пальца правой руки был восполнен, ориентируясь на объемно-пластическое решение сохранившихся пальцев скульптуры. Использованный для этого материал – традиционный для современной реставрации камнезаменитель на основе синтетической смолы и мраморной крошки. При детальном осмотре крыльев скульптуры было обнаружено, что крепёжные пироны находятся в стабильном состоянии, вследствие чего было проведено дополнительное укрепление стыковочных швов и их мастиковка обратимыми реставрационными материалами.

Елена Пархонина, операционный директор компании «Гедеон Рихтер Фарма»: «Пандемия COVID-19 внесла свои корректировки практически во все сферы жизни мирового населения. Но есть моменты, которые на фоне любых внешних обстоятельств сохраняют свою ценность. В их числе – здоровье. С давних времен искусство является изящным, привлекающим внимание методом донесения информации. В этом смысле наш совместный проект с Государственным Эрмитажем – важное сообщение всем российским женщинам о необходимости регулярной заботы о своем здоровье. Несмотря на сложную ситуацию, которую мы все пережили в 2020 году, реставрация скульптур, воплощающих женские образы, состоялась. Пусть это станет примером для тех, кто находит отговорки от ежегодного профилактического визита к специалисту по женскому здоровью – ничего ценнее вашего здоровья просто нет!»

Государственный Эрмитаж – один из крупнейших музеев мира – обладает коллекцией, насчитывающей более трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В её составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал. Официальный сайт .