В новом свете.
Музейные произведения после реставрации
«Белый теленок с голубыми глазами» Александра Лысякова
С 23 мая 2024 года
Главное здание ЕМИИ (Воеводина, 5)
Екатеринбургский музей изобразительных искусств продолжает серию моновыставок, в которых представляет произведения, прошедшие реставрацию разной степени сложности, и в деталях знакомит зрителя с работой музейных специалистов, благодаря кропотливому труду которых музей сохраняет жизнь своих экспонатов и обеспечивает возможность показа фондовых предметов публике.
Вторым таким экспонатом в рамках проекта стало живописное произведение Александра Андреевича Лысякова «Белый теленок с голубыми глазами» (1974), которое займет своё место в постоянной экспозиции отечественного искусства XX века в Главном здании ЕМИИ.
Лысяков Александр Андреевич
(род. 1964, село Большие Можары, Рязанская область)
Живописец, фотограф, кузнец
Детство художника прошло в селе Мосолово Рязанской области. В 1965–1968 годах проходил службу в армии, по ее окончании переехал в Свердловск. В конце 1960-х–1970-е годы работал фотокорреспондентом в газете «На смену!», участвовал в международных фотоконкурсах. В 1972 году переехал в Москву, работал в газете «Комсомольская правда», однако вскоре вернулся в Свердловск. В 1970-е годы активно занимался живописью, а с 1979 года полностью посвятил себя кузнечному делу. Живет и работает в Екатеринбурге, руководит крупнейшей в городе мастерской.
Несмотря на то, что период увлечения живописью Александра Лысякова продлился всего лишь десятилетие, он смог найти свой уникальный художественный язык и создать множество выдающихся полотен. Героями картин автора становились, как правило, знакомые ему с детства животные: коровы и козы, кролики и петухи, трансформированные в образы-символы. Яркий тому пример — картина «Белый телёнок с голубыми глазами», представляющая собой своеобразный автопортрет в юном возрасте. Это полотно, как и многие другие работы Лысякова, наполнено цитатами канонических христианских мотивов. Так, теленок, опустивший передние копытца в прохладный ручей, отсылает нас к иконам, изображающим сюжет «Крещение Господне» — принятие Иисусом крещения в водах реки Иордан. Сам теленок в христианстве является символом идеальной жертвы, олицетворением Христа. Символичны и цвета, выбранные автором: белый традиционно символизирует чистоту и непорочность, голубой — стремление к Богу, черный — тайну и смерть. Несомненно, при написании этой картины Александр Лысяков вдохновлялся иконами, созданными в его родном крае. Об этом свидетельствует манера изображения речной воды и охристого ландшафта, заполняющего задний план — они напоминают скалистый позём (условное обозначение земли в иконописи) с покатыми горками и травками, характерными для рязанской иконописной школы.
Реставрация
Картина «Белый теленок с голубыми глазами» была написана автором в 1970-е годы и за время ее бытования холст и живопись подверглись процессам старения и были повреждены. Реставрацию произведения выполнил Петр Михайлович Горнунг. В процессе реставрации был укреплен красочный слой и дублированы кромки холста. Картина была натянута на новый подрамник, а в места утрат красочного слоя подведен реставрационный грунт, удалены поверхностные загрязнения и пожелтевший лак. Произведение покрыли защитным слоем лака, а места утрат затонировали. Также были изготовлены и смонтированы деревянные обкладки, которые будут защищать кромки холста от повреждений. На окончательном этапе картину смонтировали в раму.
Картина «Белый теленок с голубыми глазами» Александра Лысякова будет представлена в постоянной экспозиции отечественного искусства XX века в Главном здании ЕМИИ (ул. Воеводина, 5) с 23 мая 2024 года в рамках проекта «В новом свете. Музейные произведения после реставрации».
Часы работы: ср.– вс. – с 11:00 до 19:00 (касса до 18:00); пн. – вт. – выходные дни. Стоимость билетов: 250 руб. – полный билет, 100 руб. – льготный билет (пенсионеры, школьники).