В Нижнем Новгороде в Новом современном культурном центре «Пакгаузы» открылся масштабный выставочный проект «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала», подготовленный в рамках сотрудничества Екатеринбургского музея изобразительных искусств и Нижегородского государственного художественного музея.
Выставка подарит зрителям редкую возможность познакомиться с коллекциями произведений русского авангарда из уральских собраний – это более 200 работ, представляющих творчество 80 художников.
Музеи Урала таят в себе настоящие сокровища, практически неизвестные зрителям других регионов. Для нижегородской публики была подготовлена экспозиция, где представлены произведения живописи и графики, демонстрирующие широкое новаторское движение в изобразительном искусстве с конца 1900-х годов и до его излета на рубеже 1930-х – 1940-х годов.
Экспозиция состоит из нескольких разделов, каждый из которых демонстрирует определенную грань этого феномена.
В первом разделе показаны направления, предшествующие радикализации художественного языка, но уже содержащие в себе ее ростки – символизм, неоимпрессионизм, модерн.
Второй — основной раздел экспозиции — составляют произведения художников авангарда всех его ведущих направлений. Неопримитивизм представлен картинами Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой. С бубнововалетцами —«московскими сезаннистами» — можно будет познакомиться благодаря работам Петра Кончаловского, Александра Куприна, Ильи Машкова, Роберта Фалька. Кубофутуризм ярко демонстрируют картины Надежды Удальцовой, Натана Певзнера, Веры Пестель, Любови Поповой, Петра Соколова.
Начало XX века стало периодом рождения абстрактного искусства, и именно русские художники стояли у его истоков. В 1910 году Василий Кандинский создал свою первую абстрактную композицию. Представленный на выставке безусловный шедевр мастера «Импровизация №217. Серый овал» является подлинной гордостью Екатеринбургского музея изобразительных искусств и представляет направление живописный экспрессионизм. Изобретенный Казимиром Малевичем супрематизм — самое радикальное направление русского авангарда. В экспозиции будет представлена известная работа Малевича «Супрематизм», созданная и впервые показанная в 1915 году на выставке «0,10».
С 1916 года в творчестве практически всех левых художников в той или иной степени проявилось влияние супрематизма, а прежде всего — среди ближайших соратников и учеников Малевича. В итоге собственные разновидности беспредметной живописи создали Иван Клюн, Эль Лисицкий, Ольга Розанова, Любовь Попова, Александра Экстер и другие мастера.
В этой части экспозиции будут представлены и такие направления как «лабораторный» конструктивизм, экспрессионизм, обжективизм.
Третий раздел выставки посвящен авангардному движению 1920-х – 1930-х годов. В этот период художники, отталкиваясь от достижений авангарда, ищут новый художественный язык, адекватный послереволюционному времени, объединяются и расходятся, ссорятся и мирятся, нащупывают общие для всех основания и создают свои индивидуальные стили. В 1920-е годы все это еще разрешено. Но с 1932 года весь авангард и любые формальные поиски оказываются под жестким запретом. Однако, на практике художники не могли в одночасье и все разом «встать на рельсы» социалистического реализма. Отзвуки авангардных поисков еще долго «звучали» в творчестве многих из них. Произведения Митрофана Берингова, Павла Сурикова, Сергея Кольцова, Магдалины Вериго, Владимира Иконникова, Виктора Дубяго, неизвестные даже специалистам, станут своеобразным открытием нынешней выставки.
В контексте общей концепции экспозиция включает четыре монографические подборки произведений художников, связанных с авангардным движением и являющихся эксклюзивной собственностью и гордостью нескольких уральских музеев. Этих региональных культурных героев почти нет или очень мало в других собраниях России.
В Нижнетагильском музее изобразительных искусств волею обстоятельств и усилиями музейных сотрудников оказалась большая коллекция произведений Павла Голубятникова (1891-1942), ленинградского художника, ученика Кузьмы Петрова-Водкина.
Челябинский музей изобразительных искусств владеет подборкой работ Николая Русакова (1888-1941), учившегося вместе в Александром Родченко в Казанской художественной школе у Николая Фешина.
Совершенно уникальная творческая личность – уроженец Кудымкара Петр Субботин-Пермяк (1886-1923). На выставке представлена большая подборка его живописных и графических работ из Пермской художественной галереи и Коми-Пермяцкого краеведческого музея им. П.И. Субботина-Пермяка.
В екатеринбургском частном собрании была сохранена и отреставрирована большая коллекция произведений самобытного художника-символиста Василия Денисова.
Выставка из уральских музейных и частных собраний, представляющая разные грани русского авангарда, демонстрирует уникальность и неисчерпаемость этого явления мировой культуры. Как драгоценные уральские самоцветы, творения новаторов и их последователей поворачиваются и переливаются разными гранями, излучая свет и энергию обновления.