Абстракционизм в фотоискусстве
Собрание Центра визуальной культуры Béton (16+)
31 августа — 20 октября 2024
Фотопроект продолжает традицию ежегодного сотрудничества Екатеринбургского музея изобразительных искусств и московского Центра визуальной культуры Béton. Очередная выставка познакомит зрителей с удивительным и еще малоизученным феноменом, зародившимся в среде советского фотоандеграунда и до сих пор не утратившим своей актуальности— экспериментальной и абстрактной арт-фотографией. Всего в экспозиции будет представлена 51 работа шести фотографов из собрания Центра визуальной культуры Béton.
В 1960-е – 1970-е годы фотография официально носила документальный, репортажный характер и не воспринималась как вид изобразительного искусства. Она служила зеркалом действительности — инструментом, способным наиболее достоверно и конкретно (если сравнивать с живописью и графикой) запечатлеть исторические события и тем самым сохранить их для потомков. Так же, как искусство в целом, фотография подвергалась жёсткой цензуре: под запретом были любые формалистические поиски, обнаженная натура, остро-социальные и религиозные сюжеты. Гораздо больше свобод она получила в рамках любительских клубов. Так, во многих городах сформировались группы независимых фотографов, чье творчество в советское время не распространялось за пределы узкого круга единомышленников. Многие из них проводили эксперименты над пленкой, пытаясь добиться интересных визуальных эффектов, однако лишь единицы последовательно использовали эти опыты в своей творческой практике. Работам таких мастеров из Ленинграда и Свердловска посвящена настоящая выставка.
Ядро экспозиции составили произведения двух пионеров экспериментальной фотографии — ленинградца Валентина Самарина и свердловчанина Евгения Малахина (в конце 1980-х – 1990-е годы он стал широко известен в Свердловске и за его пределами под псевдонимом Б.У. Кашкин). Они жили в разных городах и, скорее всего, не были знакомы, но их объединял дух творческого бунтарства, стремление возвести фотографию в ранг изобразительного искусства и освободить её от каких-либо ограничений. Оба в экспериментальной фотографии ценили прежде всего непредсказуемость результата, неповторимость итоговых снимков. Малахин снимал пейзажи, портреты своих друзей, обнажённых девушек, а затем варил плёнку, растворяя запечатлённые образы в тумане расплавленной эмульсии (Из серии «Принцип случайности», 1970-е; «Абстрактная композиция», 1970-е). Эти поэтичные чёрно-белые фотографии нередко становились иллюстрациями к его самиздатовским сборникам стихов и основами для ассамбляжей.
Валентин Самарин вдохновлялся, в первую очередь, экспрессией танца: основу его творческого наследия составляет балетная тема («Без названия», 1970-е; «“Весна священная” Игоря Стравинского» 1990-е, «Балет Бориса Эйфмана “Мастер и Маргарита”» 1993), преображённая при проявке с помощью наложения негативов, воздействия температуры на пленку, соляризации, светописи, окрашивания пигментами и других техник. В отличие от Малахина, Самарин сформулировал теоретическое обоснование для своих практик: он считает, что светочувствительная эмульсия способна зафиксировать не только зримый мир, но и невидимые человеческому глазу проекции метафизического измерения, которые он выявляет с помощью трансформации фотослоя. Такие снимки фотограф называет Sanki («Астрология Sanki», 2008). Преследуемый КГБ за свое инакомыслие, в 1981 году Самарин был вынужден эмигрировать и почти 25 лет прожил в Париже — именно там была создана большая часть его творческого наследия. Он продолжал снимать балет и пластический театр, создал ряд портретов выдающихся современников («Иосиф Бродский», 1988), а также организовал более 90 выставок по всей Европе.
Менее известны работы ленинградца Николая Матрёнина, которого сравнивают с представителям абстрактного экспрессионизма Джексоном Поллоком: как и прославленный американский живописец, он работал с большими форматами и создавал беспредметные композиции, произвольно наливая и разбрызгивая проявитель на пленку, покрывая её краской и клейкой лентой (Из серии «Абстракция», 1975). О серьезности и последовательности его фотоэкспериментов говорит и тот факт, что в 1977 году он организовал первую в Ленинграде неофициальную выставку абстрактной фотографии, поддержав, таким образом, сложившееся в городе сообщество экспериментаторов. Опыты над плёнкой проводили и те фотографы, кто получил известность благодаря своим фигуративным, реалистическим съёмкам. Так, в экспозиции представлены две работы фотографа-архивиста Геннадия Приходько («Композиция», 1968; «Близнецы», 1977), чьи документальные снимки иллюстрируют почти все издания, посвящённые ленинградскому неофициальному искусству.
Поиски советских новаторов, заложивших основу для современной художественной фотографии, затем продолжили молодые авторы: в 1990-е годы к беспредметной съемке обратился Андрей Чежин (Из серии «Абстрактная фотография». 1997–2001), Александр Китаев создал серию фотографий, созданных без фотоаппарата («Фотограмма», 1995). Хоть с технической точки зрения их опыты конца XX века уже не несли тот дух радикального новаторства, что присущ работам Самарина, Малахина и Матрёнина, они поддержали стремление фотографов сконструировать самодостаточную новую реальность, свободную от догм и максимально отдалённую от окружающей их действительности.
Выставка «Абстракционизм в фотоискусстве» (16+) будет представлена в залах Екатеринбургского музея изобразительных искусств (ул. Воеводина, 5) с 31 августа по 20 октября 2024 года.