Альбрехт Дюрер — гений Северного Возрождения.
Из собрания Государственного Эрмитажа
Центр «Эрмитаж-Урал»
Вторая часть: 29 июня — 15 сентября (часть 2)
Вторая часть выставки «Альбрехт Дюрер – гений Северного Возрождения. Из собрания Государственного Эрмитажа» представит более 70 новых работ мастера и его последователей.
Самая известная работа Дюрера – гравюра «Меланхолия» – теперь экспонируется в разделе «Мастерские гравюры» сразу в двух оттисках: черно-белом и раскрашенном в XVI веке. «Меланхолия» была загадкой уже для современников художника и приобрела свою славу в XX веке, став одной из самых известных гравюр в мире и привлекая к себе внимание ученых самых разных направлений: философов, математиков, биологов, астрономов.
В новом виде предстанут и главные серии мастера. Так, тема Страстей Христовых, к которой Дюрер обращался неоднократно, раскроется в цикле резцовых гравюр «Страсти на меди» (1507-1513). Он отличается сложностью смысловых интерпретаций, сильнейшим драматизмом и тончайшей детализацией исполнения. Уже знакомая зрителю серия «Апокалипсис», ставшая прорывом в творчестве художника, будет дополнена новым листом, расширяющим привычную иконографию этого цикла.
Одиночные листы, вошедшие во вторую часть выставки, продемонстрируют разнообразие тем и жанров, с которыми работал художник. Ранняя гравюра «Покаяние святого Иоанна Златоуста» предлагает авторский вариант иконографии популярного в XV веке сюжета. Аллегорические листы «Малая Фортуна» и «Четыре ведьмы» демонстрируют опыты Дюрера в изображении обнаженной натуры. Ряд изображений Мадонн позволяет проследить эволюцию его стиля, соединяющего итальянизирующую манеру исполнения фигур с традиционным для северного искусства решением пространства. Наконец, на второй части выставки можно увидеть листы, выполненные в редких для Дюрера техниках сухой иглы и офорта.
Раздел «Под знаком Дюрера», раскрывающий влияние творчества художника на его последователей с XVI по начало XX века, дополнен целым рядом новых листов. Это и копии работ Дюрера, сравнение которых демонстрирует важность гравировального мастерства исполнителя, и пастиши, составленные из элементов разных произведений мастера, и даже карандашный рисунок немецкого авангардиста Отто Дикса, который находился в диалоге с художниками эпохи Возрождения и называл себя учеником Дюрера.
Альбрехт Дюрер (1471–1528) – один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения, прославившийся, в первую очередь, своими графическими произведениями. Его художественное наследие включает почти 100 картин, около 1000 акварелей и рисунков, более 100 гравюр на металле, примерно 350 ксилографий и свыше 400 книжных иллюстраций. Уже современники воспринимали его, прежде всего, как графика. Дюрер сумел поднять гравюру на новый уровень, придав ей ту степень художественной свободы, которой не знало это искусство до него.
Прихотливая в экспонировании графика имеет ограничения по продолжительности показа, и обязательная ротация, проведенная в экспозиции, позволяет наиболее полно представить творчество гениального мастера.
Центр «Эрмитаж-Урал», Екатеринбург, ул. Вайнера, 11