27.11 - 03.12 Дни Эрмитажа в Екатеринбурге | FREE ТАЙМ Екатеринбург

27.11 — 03.12 Дни Эрмитажа в Екатеринбурге

Поделиться:

С 27 ноября по 3 декабря в Екатеринбурге в восьмой раз пройдут Дни Эрмитажа. В эти дни в Центре «Эрмитаж – Урал» и главном здании Екатеринбургского музея изобразительных искусств поочередно откроются три выставочных проекта, пройдут мастер-классы для реставраторов и эрмитажный лекторий.

Основным событием Дней Эрмитажа станет выставка «Екатерина I – наследница дел Петра Великого», приуроченная к 300-летию основания города Екатеринбурга и организованная при поддержке Фонда святой Екатерины. Подготовленный по инициативе Екатеринбургского музея изобразительных искусств Государственным Эрмитажем выставочный проект будет посвящен личности Екатерины I, которая более двух десятилетий была неразлучна с великим реформатором России Петром I.

Всего на выставке будет представлено около 150 экспонатов, связанных с жизнью Екатерины Алексеевны и ее окружения: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство и научные приборы из Государственного Эрмитажа. Большинство этих предметов происходит из двух мемориальных комплексов – Кабинета Петра Великого в Кунсткамере и Галереи Петра I в Эрмитаже.

Специально для юбилейного проекта была проведена сложная реставрация портрета Екатерины I, исполненного в 1717 году художником Жаном-Марком Натье (1685–1766). Также Эрмитаж впервые покажет полученный в дар от главы «СИБУРа» Михаила Каресалова прижизненный портрет Петра I (1711) работы художника Яна Купецкого (1667–1740). Особым экспонатом, встречающим посетителей на входе в выставочный зал, станет роскошная коляска 1724 года, которой пользовались Петр и Екатерина во время прогулок по Петергофу.

Во время подготовки произведений к экспонированию реставраторами был обнаружен автограф Петра Великого. В марте 1724 года царь изготовил из кости и черного дерева люстру-паникадило для церкви Петра и Павла в Олонце. Внутри на костяной пластине он собственноручно написал: «Сие приносица в знакъ благодарения господу богу за целебные воды зделано при оных марта в день 14 1724 Петр». На следующий день, 15 марта 1724 года, царь выехал в Москву для подготовки коронации Екатерины Алексеевны. Тему коронации на выставке иллюстрируют гравюры того времени и произведения из резной кости. Династическая тема нашла свое отражение в «Родословном древе» государей российских. Его изготовили в начале XIX века, но оно дает возможность внимательно изучить смену правителей России, начиная с князя Рюрика. Благодаря Петру Великому на этом древе появился и портрет Екатерины I.

Предметы мебели и украшения интерьера той эпохи позволят представить, как изменились вкусы высшей знати по сравнению с предшествующим временем. Янтарная шкатулка, преподнесенная Петру прусским королем, агатовая чаша – дар Екатерине от курляндской правительницы Анны Иоанновны на рождение наследника, резные камеи с дарственного кубка датского короля, личные ювелирные изделия императрицы Екатерины I – все это вещи, обладающие не только мемориальной, но большой художественной ценностью. Мраморные скульптуры Юноны и Юпитера работы Антонио Тарсиа, купленные в Венеции в 1718 году, впервые покинут стены Эрмитажа для участия в юбилейной выставке.

Став после смерти Петра Великого в 1725 году во главе Российского государства (правда, всего на два года), Екатерина продолжила начинания своего покойного супруга. При ней состоялись первые награждения орденом Александра Невского, задуманного ещё при жизни Петра. В 1724 году Петр подписал указ об учреждении в России «Академии наук и курьезных художеств». Екатерина считала для себя одной из важнейших задач реализовать это начинание. На выставке будут показаны приборы и инструменты, в частности подзорная труба «Бисног» работы Туссена Весди.

В заключительной части экспозиции выставки представлен уникальный нумизматический материал – медные деньги (платы), изготовленные в Екатеринбурге в царствование Екатерины Алексеевны. Ключевым экспонатом, связанным с 300-летием основания Екатеринбурга, станет небольшой поднос квадратной формы 1723 года – «Первый плод, из чистой меди». Это было подношение от основателя Екатеринбургского металлургического завода В. И. Геннина императору Петру Великому.

В рамках выставки одного шедевра, уже ставшей традиционным форматом для Дней Эрмитажа, будет экспонироваться картина «Исполиновы горы» Каспара Давида Фридриха (1774–1840). Один из крупнейших мастеров немецкой романтической живописи, он является также значимой фигурой в истории мирового искусства. Фридрих сумел сделать пейзаж зеркалом собственного мироощущения, превратить детали ландшафта в символы человеческих чувств и философских представлений. Глубокое мистически-религиозное переживание природы и провидение вечного мира в повседневном роднит произведения художника с поэзией Новалиса, Л. Тика, идеями Ф. Шеллинга. Учёба в Королевской академии изящных искусств в Копенгагене сделала Фридриха не только внимательным исследователем натуры, но и ценителем суровой северной природы. Традиционной для выпускника художественной школы поездке в Италию мастер предпочёл путешествие по Германии. В 1810 году Фридрих отправился в странствие по Исполиновым горам и сделал множество натурных зарисовок, которые использовал спустя десятилетия. Так, одноимённая эрмитажная композиция была исполнена около 1835 года и являет собой собирательный образ местности у истока Эльбы, поэтому имеет второе название: «Воспоминания об Исполиновых горах».

В залах главного здания Екатеринбургского музея изобразительных искусств откроется выставочный проект «Художники уральских заводов. Искусство второй половины XIX – начала XX века». Выставка объединит в экспозиционном пространстве более 100 произведений из частных коллекций и фондов российских музеев (Государственного Эрмитажа, Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева, Пермской художественной галереи, Свердловского областного краеведческого музея им. О.Е. Клера, Музея истории Екатеринбурга, Екатеринбургского музея изобразительных искусств). Экспонаты выставки представят разные направления художественной деятельности уральских авторов: иконопись Невьянска, Нижнего Тагила и Екатеринбурга; живопись и акварель; произведения частных и императорских камнерезных производств, ювелирных мастерских, предприятий художественного литья из чугуна, фабрики златоустовского украшенного оружия, екатеринбургских фаянсовых фабрик, а также предметы, связанные с деятельностью Екатеринбургской художественно-промышленной школы. Предваряет открытие выставки научная конференция, которая пройдет в Центре истории камнерезного дела 27 и 28 ноября и будет посвящена вопросам формирования художественной промышленности региона,

27 и 28 ноября в мастерских Реставрационно-хранительского корпуса ЕМИИ пройдут мастер-классы для специалистов по реставрации гипсовой скульптуры под руководством художников-реставраторов Лаборатории научной реставрации скульптуры и цветного камня Государственного Эрмитажа. В первый день специалисты из Эрмитажа выступят с докладами о реставрации скульптуры из камня, гипса и терракоты, а на следующий день проведут практические занятия по реставрационным тонировкам на гипсовой скульптуре.

В Дни Эрмитажа, с 29 ноября по 3 декабря, пройдут также лекции сотрудников Государственного Эрмитажа, посвященные темам открывшихся выставок в Екатеринбурге.