11.04 -13.07 Столичная панорама | FREE ТАЙМ Екатеринбург

11.04 -13.07 Столичная панорама

Поделиться:

Санкт-Петербург в произведениях XVIII — начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа 11 апреля – 30 июля.

 

В юбилейный для Екатеринбурга год новый проект в Центре «Эрмитаж–Урал» представит зрителям собирательный, ретроспективный образ Санкт-Петербурга от XVIII до начала XX века. Санкт-Петербург и Екатеринбург — два города, заложенные волей Петра I и связанные трёхсотлетней историей. Появление с разницей лишь в двадцать лет двух крупнейших административно-промышленных и культурных центров ознаменовало собой рождение империи.

«Мы все знаем, что есть сходство между Екатеринбургом и Петербургом: и тот, и другой очень продуманные города. Петербург сам по себе является произведением искусства, и панорамы на выставке показывают, как замечателен город», – сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский.

На выставке можно будет увидеть более 170 предметов живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, одежды и оружия, воссоздающих развивающийся облик Северной Пальмиры более чем за два столетия — с основания города весной 1703 года по первую четверть ХХ века, когда начинается история Ленинграда.

Величественный образ Санкт-Петербурга сложится  в экспозиции выставки из множества реалий и подробностей: от скульптурных и живописных портретов самого Петра Великого и его дочери Елизаветы Петровны, видных деятелей русской культуры XVIII–XIХ веков (к примеру, первого ректора Императорской Академии художеств А. В. Кокоринова, архитектора А. Н. Воронихина), городских простонародных типов (серия Х.-Г. Шёнберга «Изображения санкт-петербургских разносчиков, выгравированные на меди, и объяснение фигур» и альбом «Коллекция костюмов крестьян и крестьянок Санкт-Петербурга. Нарисованные с натуры разными художниками столицы») до масштабных архитектурных панорам. Именно жанр городской панорамы стал в начале XVIII века ярким и всеобъемлющим вариантом изображения разностороннего облика Санкт-Петербурга.

Городская панорама получила широкое распространение в европейском искусстве второй половины XVIII — начала XIХ века и послужила органичной жанровой формой, позволившей наиболее полно выразить красоту новой русской столицы. На выставке будут представлены ее лучшие образцы, прежде всего, гравюра Алексея Зубова (1682/1683–1751) «Панорама Санкт-Петербурга». Мастер разворачивает в ней масштабную горизонтальную композицию, дающую возможность единым взглядом охватить лучшие постройки Петербурга и представить их выгоднейшим образом. Зубов увлеченно показывает и разные типы судов, свободно располагая их на водном пространстве. На небе с клубящимися облаками – развевающаяся лента с надписью «Санкт-Питер-Бурх», которую поддерживают ангелы и фигуры трубящих Слав, вносящие в композицию ноты торжественности, ставшие зримым воплощением прославления любимого «парадиза» императора. Дополняют основную гравюру с «Панорамой» одиннадцать так называемых «малых видов» — гравюр с изображением наиболее важных зданий города, загородных дворцов и крепостей, исполненных А. Ф. Зубовым и А. И. Ростовцевым.

Новую попытку в создании образа Санкт-Петербурга предпринимают в последующие десятилетия Христофор Марселиус, Оттомар Эллигер, Иван Трускотти, Михайло Махаев, Джозеф Хирн, Иоганн Майр, Бенжамен Патерсен. В работах этих мастеров город предстает в ином облике: фиксируется расширение его главной водной артерии — реки Невы, изображения становятся более реалистичными и документальными. Особое внимание уделяется воспроизведению городской жизни, конструкций мостов, набережных, повозок и телег на улицах.

К началу XIX века Петербург, выросший за одно столетие со сказочной быстротой, превратился в один из красивейших городов мира. Дальнейшее развитие художественного образа города совпало по времени с появлением на рубеже столетий нового вида искусства — круговой живописной архитектурной панорамы. Искусство панорам как лентообразных картин, которые размещались на стене специального круглого зала и рассматривались с площадки, расположенной в его центре, возникло в Великобритании в конце XVIII века. Ярким примером такой работы на выставке станет круговая косморама «Панорама Петербурга», созданная в 1817–1820 годах итальянским художником Анжело Тозелли (ок. 1765 — 1827?) в виде длинной ленты, исполненной акварелью и гуашью, которая не экспонировалась около тридцати лет. Особая цветовая тонкость достигнута использованием прозрачной акварели, по которой тщательно тушью Тозелли прорисовывал детали. Образ города, созданный Тозелли, чрезвычайно интересен по широте замысла и техническому мастерству исполнения, сложнейшего композиционного построения, в котором с блеском проявился его талант перспективиста.

Помимо круговых панорам широкое распространение и неизменный интерес у зрителей получили динамические панорамы, позволяющие рассматривать видовые изображения в движении. Чаще всего они исполнялись в виде ящика с двумя валиками-катушками, на которые наматывалась длинная бумажная лента с гравированным изображением. Этот прибор, предвосхитивший кино и мультипликацию, оживлял перспективные виды. Ярким примером такой панорамы стала литография Карла Гампельна «Екатерингофское гулянье» (1824–1825).

Виды столицы и пригородов исполнялись и на предметах декоративно-прикладного искусства Императорского фарфорового завода. На выставке будут представлены тарелки с видами пригородов Петербурга, отмеченные разнообразием оформления живописных бортов. Предметы, предназначенные для двух персон, чайного сервиза-дежене с видами Павловска обильно позолочены и создают впечатление драгоценных ювелирных изделий.

Облик столицы будет дополнен предметами скульптуры, представляющими собой уменьшенные модели памятников: Петра Клодта (императору Николаю I), Матвея Чижова (Екатерине II), Бориса Орловского (М. И. Кутузову), Михаила Козловского (А. В. Суворову) и других.

С середины XIX века на смену графическим и живописным произведениям, фиксирующим неповторимый художественный образ северной столицы, приходит новый вид искусства — фотография. Образ Петербурга, олицетворявший собой заложенное в него Петром I воплощение идеи империи, почти полностью исчезает из живописи и графики. Под воздействием расширяющегося политического и эстетического протеста разночинцев против главного имперского символа самодержавия Петербург, воспринимаемый теперь как «чужой» и «инородный», представляется тяжелым и угрюмым городом казарм и канцелярий.

Образ Петербурга меняется в искусстве рубежа ХIХ и ХХ веков, когда в работах художников объединения «Мир искусства» (Мстислава Добужинского, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Анны Остроумовой-Лебедевой и др.) он предстает как вечный город Петра, город Пушкина, воссозданный в строгой классической красоте. Лишь в ксилографиях Павла Шиллинговского (серия «Петербург. Руины и возрождение», 1923) его образ лишен парадности и романтического лоска, звучит как своеобразный реквием по бывшей имперской столице: пустынный, израненный город с приметами сурового времени, руинами домов и грудами щебня.

На протяжении своего существования Санкт-Петербург, будучи столицей Российской империи, получил многогранное воплощение в творчестве архитекторов, скульпторов, граверов, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства. Они создали образ европейского города, динамично развивающегося, легко впитывающего индивидуальные эстетические предпочтения его правителей и жителей, хорошо узнаваемого, ставшего символическим для всей России.

Кураторы выставки: Лоога Виктор Велло-Освальдович, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа; Гогичаева Алана Амирановна, научный сотрудник сектора русского искусства Екатеринбургского музея изобразительных искусств.

В первую неделю работы выставки сотрудники Государственного Эрмитажа прочитают лекции, посвященные архитектуре Петербурга.

11 апреля (вторник) в 18:00

Лекция «Блистательный Санкт-Петербург (панорамы Санкт-Петербурга XVIII — середины XIX века)».

Санкт-Петербург – город, возведенный на местности с плоским рельефом, регулярный, с широкими длинными улицами и могучей рекой, дает такие возможности для обзора, каких нет больше нигде в мире. Лекция посвящена становлению и развитию жанра архитектурной панорамы в ее приложении к Санкт-Петербургу. На протяжении всего периода существования города панорама становится одним из самых всеобъемлющих типов изображения города, наиболее полно выражающих художественный образ северной столицы и самой органичной формой для отражения красоты любимого детища Петра.

Лекцию читает куратор выставки Виктор Велло-Освальдович Лоога, научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.

Лекторий «Реальность и образ»: архитектура Петербурга XVIII-XIX веков.

12 апреля (среда) в 14:00 и 18:30

Лекция «От петровского барокко к елизаветинскому»

В первой половине XVIII столетия в основанную волей Петра Великого новую столицу Российской империи стали приезжать архитекторы буквально изо всех уголков Европы. Именно на берегах Невы им было суждено не только проявить свои таланты, но и создать уникальный стиль – петербургское барокко. О том, какое развитие этот большой и пышный европейский стиль получил в Петербурге и кого из прославленных зодчих и их заказчиков можно назвать главными его создателями, мы поговорим на лекции.

 13 апреля (четверг) в 14:00 и 18:30

Лекция «Петербургский классицизм: эпоха Екатерины Великой»         

 

Эпоха Екатерины – значимая веха в истории петербургской архитектуры. Именно в годы царствования просвещённой императрицы была выполнена задача «привести город Санкт-Петербург в такой порядок и состояние и придать оному такое великолепие, какое столичному городу простраственного государства прилично». О тонкостях архитектурной политики Екатерины Великой и результатах её правления вы узнаете на этой лекции.

 14 апреля (пятница) в 14:00 и 18:30

Лекция «Архитектура Петербурга эпохи историзма и ампира»

XIX столетие в Петербурге – время грандиозных архитектурных экспериментов.  Начало века ознаменовано господством монументального стиля ампир и созданием эффектных архитектурных ансамблей К.И. Росси. В то же время середина и вторая половина XIX столетия погружает нас в атмосферу разностилья историзма, когда большинство зодчих обратилось к наследию прошлых исторических эпох. Об основных петербургских ансамблях бурного XIX века и их создателях мы поговорим на лекции.

15 апреля (суббота) в 13:00 и 17:00

 

Лекция «Петербург глазами художников объединения «Мир искусства» 

Именно художникам появившегося в самом конце XIX столетия объединения «Мир искусства» удалось представить образ Петербурга как совершенно уникальное художественное явление. Работы Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Анны Остроумовой-Лебедевой, Евгения Лансере и других художников этого направления могут легко перенести зрителя в Петербург XVIII века или, наоборот, заставить любоваться его неизвестными и колоритными закоулками. На лекции мы постараемся поговорить об основных аспектах созданного мирискусниками совершенно особенного образа Северной Венеции.

Лекции читает Дарья Александровна Куликова, научный сотрудник западноевропейского прикладного искусства, хранитель Государственного Эрмитажа.

 Выставка «Столичная панорама. Санкт-Петербург в произведениях XVIII — начала XX века из собрания Государственного Эрмитажа» (0+) будет представлена с 11 апреля по 30 июля 2023 года в Центре «Эрмитаж-Урал» по адресу ул. Вайнера, 11. Посещение лекций по входному билету в музей.

Часы работы музея: вт.– вс. – с 11:00 до 20:00 (касса до 19:30); пн. – выходной.

Стоимость билетов: 300 руб. – полный билет, 100 руб. – льготный билет (пенсионеры, школьники).